Земной путь краток, память вечна
 

 

 

 

 

 

Милляр Георгий Францевич
Дата рождения 7 ноября 1903
Дата смерти 4 июня 1993
Москва, Троекуровское кладбище, участок 3
   
Родился в Москве в семье французского инженера-мостостроителя Франца де Мильё, уроженца Марселя, приехавшего в Россию на работу. Отец скончался в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трёх лет. Мать — дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва. Детство мальчика проходило в достатке, он воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, музыку, много читал[2].

Ещё до начала Первой мировой войны вдова де Мильё переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После Революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где семье де Мильё отвели лишь одну комнату. Впоследствии он сменил фамилию, чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение. Знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким.

Он с детства увлекался искусством, слушал Шаляпина, Нежданову, Собинова. Любовь к театру ему привила его тётка, театральная актриса. Уже в семь лет будущий актёр впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста», однако был разочарован, когда вызвал у родственников смех, а не испуг.
Карьера в театре

В 1920-х годах после окончания обучения в школе он был принят на работу в геленджикский театр бутафором, начало актёрской биографии случилось внезапно, — из-за болезни исполнителя. Неожиданный дебют прошёл удачно, его ввели в уже идущий репертуар и стали занимать в новых постановках[комм. 1]. Так он стал одним из ведущих актёров театра. В 1924 году он уже стал известным провинциальным актёром и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Преподаватели насторожённо отнеслись к юноше из-за его непривычной для актёра внешности и проблем с дикцией. «По своим психофизическим данным я был тяжёлым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… „Консилиум“ педагогов долго не мог предрешить исхода ни „за“, ни „против“, и поэтому меня не выгоняли…», — вспоминал актёр.

Окончив школу, актёр поступил в театр. Он участвовал в нескольких спектаклях, а среди его ролей были герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живём»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), мистер Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»)
Карьера в кино
1920-е годы

Несмотря на успех в театре, он продолжал мечтать о карьере в кино. Театральные критики ещё в 1920-е годы отмечали: «Крупные способности Милляра в области мимики жеста и пластики, пожалуй, имели бы большее применение в кино». Однако первые его обращения в киностудии, в том числе и к Александру Роу, не увенчались успехом. Первые пробы у Роу актёр провалил из-за волнения. Свою кинокарьеру актёр начал с эпизодов в нескольких фильмах. Позже Роу вспомнил об этом актёре и предложил ему роль в экранизации сказки «По щучьему велению» (1938), своём первом самостоятельном фильме. В этом фильме актёр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облачённого в царские одежды. Ради этой роли актёру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что, по воспоминаниям актёра, вызвало шок у домашних. Картина была тепло принята критиками и аудиторией, и Роу сразу же получил заказ на следующую киносказку.

Между режиссёром и Милляром завязалась многолетняя дружба. Роу снимал актёра во всех своих фильмах, часто одновременно в нескольких ролях. Наиболее характерным для него образом стала героиня русских сказок Баба-Яга. О том, как рождался образ Бабы-Яги, сам Милляр рассказывал так: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Впервые в образе Бабы-Яги актёр предстал в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к самому Милляру. «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю», — сказал Милляр. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съёмках дети при виде актёра разбегались. Фильм снимали в сильную жару. Милляр больше двадцати дублей съезжал из печки по жёлобу, который из-за жары нагрелся так сильно, что актёр получил ожог.

В 1944 году Милляр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Он играл практически без грима, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже всё же согласился. При подготовке к съёмкам Милляр обошёл оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Душанбе, где накануне съёмок в условиях недоедания и антисанитарии Милляр перенёс малярию, вследствие которой весил во время съёмок всего 48 килограммов. Как и Баба-Яга в первом фильме с участием актёра, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал Милляр, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе. Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года, и Кащей стал для зрителей олицетворением побеждённых на войне нацистских сил. Сам Милляр такую связь отрицал: «Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен». Образ Кащея был заимствован с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса».

После этого фильма Милляр, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».

В своих следующих сказочных ролях он решил перейти к более ироничному обыгрыванию отрицательных персонажей. В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Манера речи Квака была идеей самого актёра. В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Он готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Кинокритик из журнала «Советский экран» так отозвалась о работе актёра:

Баба Яга в «Морозке» — восьмой вариант этого образа в исполнении Г. Милляра. Как и в других картинах, живёт Баба Яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: не скрывают ни режиссёр, ни актёр, какая она старая да хворая — причём страдает не чем иным, как вполне современным радикулитом. Не лишена Баба Яга и некоторого человеческого обаяния. Устав долго и нудно препираться с Иваном, который никак не хочет ей подчиниться, измученно присаживается на порог хаты, энергично потирая больную поясницу. Здесь она скорее похожа на сварливую «кухонную» скандалистку, чем на традиционное олицетворение тёмного, злого начала.

В 1967 году Милляр снова сыграл Бабу-Ягу в очередном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы». Здесь же он впервые с 1944 года вернулся к образу Кащея Бессмертного, однако здесь этот персонаж был значительно изменён: в отличие от первого фильма, где Кащей был воплощением зла, в картине 1967 года он предстаёт более симпатичным неудачливым женихом. В том же году Милляр появился в эпизодической роли пожилого любителя домино в получившей огромный успех кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и сыграл небольшую роль французского солдата Мореля в киноэпопее «Война и мир», удостоенной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В 1970 году он перевоплотился в шута Ивана Балакирева в историческом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях».

Получив предложение от режиссёра Александра Роу сыграть Бабу Ягу в его последнем фильме «Золотые рога» (1972), Милляр отказался, устроив скандал и заявляя, что «изобретать» Бабу Ягу он уже не может. Всё изменилось, когда актёру предложили сыграть эту ведьму так, будто у неё двести лет климакса. С такой идеей Милляр охотно согласился.

По воспоминаниям друзей и коллег, Милляр был эрудированным, весёлым, лёгким в общении человеком, любил детей. Режиссёр документального фильма о Милляре Юрий Сорокин рассказал об эпизоде, когда актёра позвали на детский праздник, и он нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой, чтобы подарить по одной каждому ребёнку, но о нём забыли. Милляр любил анекдоты и за своё пристрастие к ним называл себя «Стариком Похабычем». Был известен и так называемый «алфавит Милляра» — сборник высказываний актёра. Любил выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съёмки. Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком. Насторожённо относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства. Георгий Милляр был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь. Незадолго до смерти попросил священника исповедать его.

По распространённой версии, до пожилого возраста Милляр не состоял в браке, жил вместе с матерью в коммунальной квартире на Бронной улице. Однако из рассказа кинооператора Владимира Окунева следует, что в 22 года Георгий Милляр женился на некоей актрисе Московского театра Революции (ныне Театр имени Маяковского), но брак распался после того, как актёр узнал, что жена ему изменяет. Решив, что с ним «что-то не так» как с мужчиной, он обследовался у врача и получил диагноз: «Как мужик ты замечательный. А вот детей у тебя никогда не будет». Милляр в расстроенных чувствах вернулся домой, где жена радостно сообщила ему, что беременна. В ответ Милляр рассказал жене о своём визите к доктору, посоветовал ей уходить к отцу ребёнка и подал на развод.

В 1969 году, после смерти матери, 65-летний актёр по совету Роу женился на своей 59-летней соседке по квартире Марье Васильевне (1909—1999), работавшей в охране одного из министерств. Её муж погиб на войне, она одна вырастила троих детей. Когда Милляр сделал ей предложение, она попыталась отказаться: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!». На это Милляр уверенно возразил: «А я не мужчина, я — Баба-Яга». Свадьбу отмечали во время съёмок картины «Варвара-краса, длинная коса» на берегу Москвы-реки. Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.

После смерти Роу в 1973 году Милляр снимался во второстепенных и эпизодических ролях. Кончина режиссёра Роу стала ударом для многих членов актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах. В 1988 году Милляр был удостоен звания народного артиста РСФСР. Высказывалось мнение, что широко признанный критикой и зрителями актёр долго не был отмечен этой наградой потому, что всю жизнь имел холодные отношения с властью.
Последние годы жизни

В последние годы жизни Милляр мало снимался, он соглашался на любые роли в фильмах, ответственно подходил к игре даже в эпизодах.

Скончался 4 июня 1993 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок № 3). После его смерти жена и приёмная дочь передали часть его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино. Большая часть документов, тем не менее, была утрачена
Добавить эпитафию
Известить администрацию
Эпитафия
Автор
E-mail
Почтовый адрес не отображается на сайте и ни при каких условиях не может быть передан третьим лицам
Эпитафия
Зажечь свечу
Рядом с записью в течение месяца будет гореть свеча
Введите буквы с изображения Код
  [получить новый код]
 
    info@pomnim-skorbim.ru
Российский справочник ритуальных услуг
Похоронное предприятие «Ритуал»