Земной путь краток, память вечна
 

 

 

 

 

 

Мордюкова Нонна (Ноябрина) Викторовна
Дата рождения 25 ноября 1925
Дата смерти 6 июля 2008
Москва, Кунцевское кладбище
   
Поминальная свеча
Свеча горит с 8 июля 2008
Родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области.
Отец – Мордюков Виктор Константинович. Мать – Мордюкова Ирина
Петровна.

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Б. Бибикова и О.Пыжовой).

В 1950-1991 – актриса Театра-студии киноактера.

Народная артистка СССР (1974).

Ушла из жизни вечером 6 июля 2008 года в Москве в Центральной клинической больнице. Похоронена 9 июля на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына - актёра Владимира Тихонова (1950-1990).

Детские годы Нонны прошли на Кубани – в селе, где ее мать работала председателем колхоза. В 1946 году Нонна Мордюкова поступила на актерский факультет ВГИКа в мастерскую В. Бибикова и О. Пыжовой. Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и типажи масштаба Анны Карениной, хотя сама Мордюкова увереннее чувствовала себя на сцене в телогрейке и сапогах. Уже в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа «простой русской женщины».

Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, Н. Мордюкова сыграла, еще учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948, Мордюкова – героиня краснодонского подполья Ульяна Громова). В этой роли, сложно сочетавшей высокую романтику с достоверностью факта и биографии, чернокосая красавица-казачка была еще несколько скованной, что тем не менее не мешало ей с волнующей эмоциональностью сыграть в трагедийных сценах фильма.

В 1950 году Мордюкова окончила институт и была принята в Театр-студию киноактера. Приглашать в кино ее не спешили: режиссеры продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову. Фильмов в ту пору снималось не так много, и о большой роли приходилось только мечтать. Так что заметным событием стала исполненная Мордюковой эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952). Молодая актриса была настолько правдива и убедительна в этом образе, что В. Пудовкин хотел отдать ей главную роль. Замена тогда не состоялась, но кинематограф открыл наконец актрису Мордюкову – режиссеры стали доверять ей главные роли.

Удачей Н. Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Героиня проходила путем долгого и мучительного перерождения, порывая ради любви к мужу связи со своей темной семьей стяжателей. Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм, ставший во второй половине 1950-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны.

В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, емких, стала определяться и актерская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю» (режиссер Ю. Егоров). Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадежной любви и – преображение души, обретение достоинства.

В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно же на опыт и биографию собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрел подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.

Большим актерским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссер А. Салтыков). По сюжету Доня была идеально отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребенка от фашиста-оккупанта. Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план образа, драматизм и горечь Дониной судьбы. Такое сложное понимание характера вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного социального типа.

Но в комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссер К. Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссер Г. Данелия). А ее жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссер Л. Гайдай) стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы.

Интересна работа Н. Мордюковой в картине «Комиссар» (1967, режиссер А. Аскольдов), где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве. Режиссер тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности.

Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле» (1971, режиссер Н. Москаленко), где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым. Трагическая коллизия безвременной гибели сына через несколько лет отозвалась в реальности. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино – как и картина «Возврата нет» (1973, режиссер Д. Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве. Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину» (1974, режиссер С. Бондарчук), сыгранная в блестящем дуэте с В. Шукшиным.

Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Н.В. Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» (1977, режиссер Г. Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актерская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всею очевидностью играла роль.

Зато вторая попытка В. Мережко расширить границы амплуа Мордюковой привела к блестящему результату. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Н. Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Ее неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тетки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом ее смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, с естественностью и природностью, все очевиднее конфликтовавшими с современностью. Неспроста после «Родни» ее приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссеры звали актрису «прийти и привнести» нечто свое в картины, где для нее не было реального сценарного материала.

Поэтому в постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времен». Даже картина «Мама» (1999, режиссер Д. Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту. Еще одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет ее авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.
Добавить эпитафию
Отправить сообщение автору записи
Известить администрацию
Поминальная свеча
6 июля 2023
Николай
Поминальная свеча
5 июля 2021
Николай
Поминальная свеча
6 июля 2020
Ямина
Вечная Память!
Поминальная свеча
5 июля 2018
Николай
Поминальная свеча
6 июля 2016
Поминальная свеча
6 июля 2015
Вечная память!
Поминальная свеча
23 ноября 2014
Лёша Волков 1983
Поминальная свеча
6 июля 2014
Натали Радецкая
Светлая память
Поминальная свеча
6 июля 2014
Николай
Поминальная свеча
25 ноября 2013
кошка
Поминальная свеча
6 июля 2013
Поминальная свеча
6 июля 2013
Поминальная свеча
5 июля 2013
Поминальная свеча
20 марта 2013
Л.
Светлая память красавице, сильной женщине и великолепной актрисе, Вас всегда будут помнить люди!
Поминальная свеча
6 июля 2012
Светлая память!
Поминальная свеча
6 июля 2012
Алина54
Поминальная свеча
6 июля 2011
Таточка62
Поминальная свеча
4 июля 2011
Поминальная свеча
1 июля 2011
Поминальная свеча
6 июля 2010
Поминальная свеча
6 июля 2010
Поминальная свеча
29 июня 2010
Поминальная свеча
3 мая 2010
Поминальная свеча
6 июля 2009
Юлианна Великая и Ужасная
Вот и год прошел со дня ухода Великой русской женщины - Нонны Викторовны Мордюковой.
Как же нам Вас не хватает, родная наша!
Светлая Ваша душа навсегда будет в нашей памяти и наших сердцах!
Да хранит Вас Бог!
Поминальная свеча
11 ноября 2008
поклонница
Поминальная свеча
24 октября 2008
Краснодар поклонники
Светлая память, земля пухом... великой актрисе и великому земному человеку!
Поминальная свеча
10 октября 2008
иван
Поминальная свеча
10 октября 2008
иван
Поминальная свеча
17 сентября 2008
Поминальная свеча
16 сентября 2008
Вечная Вам память!!!
Поминальная свеча
12 сентября 2008
Юлианна Великая и Ужасная
Великая актриса была, есть и останется на века!
Поминальная свеча
11 сентября 2008
Мы любим и помним Вас!!!
Поминальная свеча
1 сентября 2008
8 августа 2008
22 июля 2008
Владимир
Вечная память великой женщине!
20 июля 2008
Анна
19 июля 2008
Огромная потеря...........Вечная память.....
16 июля 2008
Царствие небесное...
16 июля 2008
Галина
Фильмы с Вашим участием всегда очень любила смотреть. Буду всегда любить Вас и помнить,дорогая Нонна Викторовна!
16 июля 2008
15 июля 2008
Елена
Гениальная актриса! Низкий поклон, вечная память!
15 июля 2008
Елена
Гениальная актриса! Низкий поклон, вечная память!
15 июля 2008
Юлианна Великая и Ужасная
Уже девять дней с нами нет любимой Великой Актрисы.
В серце пустота и боль...
Вечная память!
12 июля 2008
10 июля 2008
10 июля 2008
10 июля 2008
10 июля 2008
гала
Будем помнить, Вечная память!
10 июля 2008
Мария
Спасибо вам за всё.......Прощайте.......
10 июля 2008
Анна
Вечная Память!
9 июля 2008
бОЛЬШАЯ ПОТЕРЯ
9 июля 2008
Юлианна Великая и Ужасная
Великая Русская Актриса навсегда останется в наших сердцах.
Вечная память!
9 июля 2008
наталья
Помним, любим , скорбим. Такие великие люди уходят... очень жаль...
9 июля 2008
Ольга
Низкий поклон выдающийся актрисе! Всегда помним любим и вы в наших сердцах! Царствия небесного,вы живы пока жива память о вас!
9 июля 2008
Юля
Великая актриса.....была
9 июля 2008
9 июля 2008
neron
Вечная память Великой Актрисе!
8 июля 2008
иван
вечная память
8 июля 2008
8 июля 2008
7 июля 2008
7 июля 2008
7 июля 2008
наталия
светлая память! вечная память!
7 июля 2008
Светлана
7 июля 2008
7 июля 2008
Светлая память Вам Нонна Викторовна.Я прекланяюсь перед Вашим талантом!Спите спокойно !Пусть земля Вам будет пухом! Ваша поклонница Марина.
7 июля 2008
7 июля 2008
Михаил
Низкий поклон,Светлая память!
7 июля 2008
Катерина
7 июля 2008
Нина
Спасибо Вам, Великая Русская Женщина
За то что Вы были. Скорбим и помним.
Светлая память.
Царствие небесное.
7 июля 2008
Елена
Светлая память, земля пухом...
7 июля 2008
Лена
7 июля 2008
7 июля 2008
Натали
Скорбим,Помним,Любим!
7 июля 2008
7 июля 2008
Анна
Дорогая незабвенная Нонна Викторовна! Спасибо Вам за всю Вашу жизнь, за стойкость, за мудрость и доброту... за талант... Очень хочется верить, что ничего не заканчивается с окончанием земного срока. Ваш сынок дождался Вас...
7 июля 2008
Ольга
Моя мама очень любила Ваше творчество, очень огорчилась, когда Вы попали в больницу, потом и она попала в ту же больницу, но в другое отделение. Мама ушла раньше Вас, в мае.

Царствие Вам небесное!!!
7 июля 2008
7 июля 2008
Огромное удовольствие смотреть фильмы с Вашим участием! Спите спокойно, царствие Вам небесное. Как жаль, что от нас уходят такие великие люди!
7 июля 2008
Юлия
Светлая память Нонне Мордюковой
Царствие небесное.
Спасибо что Вы есть.
Практически каждая из ее ролей становилась своеобразным символом эпохи. Наиболее запоминающиеся образы актриса создала в таких фильмах, как "Простая история", "Журавушка", "Комиссар", "Русское поле", "Бриллиантовая рука", "Родня"... Всего на счету Нонны Мордюковой более 60 фильмов, за которые она была удостоена Государственной премии СССР (1949 г.), Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых (1973), получила звание народной артистки СССР, была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Редакционным советом британской энциклопедии Who is who Нонна Мордюкова была включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Ее имя получила одна из планет Солнечной системы (№4022).
Эпитафия
Автор
E-mail
Почтовый адрес не отображается на сайте и ни при каких условиях не может быть передан третьим лицам
Эпитафия
Зажечь свечу
Рядом с записью в течение месяца будет гореть свеча
Введите буквы с изображения Код
  [получить новый код]
 
    info@pomnim-skorbim.ru
Российский справочник ритуальных услуг
Похоронное предприятие «Ритуал»